Читаем METAR и TAF

Сегодня я бы хотел затронуть тему погоды и поговорить о сводках погоды который используется в авиации.

Так что же такое METAR. METAR (METeorological Aerodrome Report) – это специальный метеорологический авиационный код, который служит для передачи сводки о погоде в аэропорту. Сегодня мы вместе с вами и разберем как кодируется погода и как этот код читать. Статья будет длинной, но если вы увлекаетесь авиацией, вам это пригодится.

Итак сегодня за окном в Санкт-Петербурге отличная погода (сильный ветер, осадки и тучи), вот на основании METAR ULLI и будем разбираться.

Вот так выглядит METAR:

ULLI 031430Z 36006MPS 320V020 2500 1300NW SHSN SCT008 BKN018CB OVC030 M02/M03 Q0991 R28L/690535 NOSIG

Будем разбирать код по блокам. По ходу дела, заодно, разберемся какие вообще блоки могут быть обязательно, а какие бывают не всегда. А также какие в этих блоках бывают значения.

Первым блоком видим ULLI – это ICAO код аэропорта. В нашем случае это аэропорт Пулково.

Второй блок 031430Z. Это указание даты и время сводки. В нашем случае 03 – это день месяца (сегодня 3 апреля). 1430 – это время сводки 14 часов 30 минут. Z – это часовой пояс. В данном случае это Zulu time – военное название времени по Гринвичу. Соответственно реальное время сейчас в СПб 17:30 (т.к. СПб находится в часовом поясе +3 по Гринвичу).

Следующий блок 36006MPS. Здесь у нас содержится информация о ветре. Данные берутся усредненные за последние 10 минут перед сводкой. 360 – это направление ветра (значение округляется до 10). Вместо значения может встречаться VRB – что значит VARIABLE (переменный). 06 – средняя скорость ветра. После этого может следовать G и две цифры (в нашем случае мы этого не видим), например G18. Данное обозначение показывает порывы ветра, если максимальная скорость ветра превышает среднюю более, чем на 5 метров в секунду. Ну и последнее MPS – обозначает метры в секунду. Также могут быть KMT – километры в час и KT – узлы.

Далее блок изменения направления ветра 320V020. Он показывает два значения максимальных направлений ветра. В нашем случае ветер может меняться от 320 до 020 градусов.

Следующие два блока рассмотрим вместе 2500 1300NW. 2500 это горизонтальная видимость на аэродроме в мерах. 1300NW это минимальная видимость в метрах. NW – это направление в котором данная видимость определена. В данном случае северо-запад. N – север, W – запад, E – восток, S – юг. Вместо этих двух блоков может присутствовать слово CAVOK, что означает видимость более 10 км, нет облака, осадков, гроз и т.д.

Следующего блока у нас в сводке нет. Он будет включен, если видимость на полосе менее 1500 метров. Но я возьму его из другой сводки и мы его разберем. Вот наш пример R28R/1500N. Первая R обозначает что это относится к полосе. 28R – полоса 28 правая. После дроби видим значение видимости на данной полосе 1500 метров. За значением идет буква. N – состояние не изменилось. U – ухудшилось, D – улучшилось. Если погода совсем плохая, то вместо этой группы еще может быть группа вида R28R/0150V0600N. Здесь все тоже самое, только есть два значения видимости разделенных буквой V. Слева минимальное значение видимости, справа максимальное. В данном случае 150 метров и 600 метров.

Следующим на очереди идет блок погодных явлений. Его может не быть, а может быть не один. Тут очень много всяких вариантов, попробуем их разобрать.

  • Если перед значением стоит +, то значит сильный.
  • Если перд значение стоит -, то значит слабый.
  • Если знака нет, то значит умеренный.
  • RA – дождь.
  • SN – снег.
  • SH – ливень.
  • FG – туман.
  • FU – дым.
  • BR – дымка.
  • MI – морось.
  • DZ – морось.
  • BC – обрывки.
  • DR – поземок.
  • SG – снежные зерна.
  • IS – ледяные иглы.
  • PE – ледяной дождь.
  • GR – град.
  • GS – ледяная крупа.
  • TC – гроза.
  • FZ – переохоложденный.
  • HZ – мгла.
  • SA – песок.
  • DU – пыль.
  • VA – вулканический пепел.
  • SQ – шквалы.
  • PO – песчаные вихри.
  • FC – торнадо.
  • SS – песчаная буря.
  • DS – пыльная буря.

В нашем случае SHSN. Получается ливень и снег.

Следующая группа указывает нам на облачность. Данный блок может повторятся несколько раз для разных высотных слоев облаков. Первые три символа показывают плотность облачности:

  • FEW – слабая облачность.
  • SCT – отдельные облака разбросанные по площади.
  • BKN – значительная облачность.
  • OVC – сплошная облачность.
  • SKC – ясное небо.
  • NSC – если нет существенной облачности ниже 1500 м.
  • После указания высоты могут быть два варианта указания кучево дождевых облаков. CB – кучево-дождевые, TCU – мощные кучево-дождевые облака.

Затем 3 цифры – высота нижней границы слоя (единица измерений 100 ft). Чтобы получить метры надо цифру умножить на 30. В нашем METAR 3 блока с облачностью. SCT008 – отдельные облака на высоте 240 м (800 ft). BKN018CB – значительная облачность на высоте 540 м (1800 ft). плюс облака кучево-дождевые. OVC030 – сплошная облачность на высоте 900 м (3000 ft).

Вместо предыдущего блока может быть блок вертикальной видимости выглядит он вот так VV030, т.е. вертикальная видимость 90 м.

Далее идет блок температуры воздуха и точки росы. M02/M03 – первое значение температура воздуха, второе точка росы. Буква M (minus) перед значением обозначает отрицательное значение.

Затем идет блок давления. Q0991, Q – давление передается в гектапаскалях, 0991 – значение давления. Если значение передается в дюймах ртутного столба, то вместо Q ставится буква A.

Следующим в нашей сводки идет блок информации о полосе. R28L/690535 – значение до дроби, обозначение полосы. В нашем случае 28 левая. После дроби идут цифры. Первая цифра означает осадки на ВПП:

  • 0 – чисто и сухо
  • 1 – влажно
  • 2 – мокро
  • 3 – иней
  • 4 – сухой снег
  • 5 – мокрый снег
  • 6 – слякоть
  • 7 – лед
  • 8 – укатанный снег
  • 9 – замерзшая поверхность

Вторая цифра обозначает площадь осадков:

  • 1 – менее 10%
  • 2 – от 11% до 25%
  • 5 – от 26% до 50%
  • 9 – от 51% до 100%
  • / – нет данных

Далее две цифры толщина покрытия ВПП осадками:

  • 00 – менее 1 мм
  • 01 – 1 мм
  • 02 – 2 мм
  • ——
  • 90 – 9 мм
  • 91 – никогда не используется
  • 92 – 10 см
  • 93 – 15 см
  • ——-
  • 98 – 40 см
  • 99 – полоса в данный момент не работает
  • // – нет данных

Ну и последние 2 цифры обозначают коэффициент сцепления, либо эффективность торможения:

  • 35 – это коэффициент сцепления 0,35
  • 28 – коэффициент сцепления 0,28
  • и т.д.
  • 91 – эффективность торможения, плохая
  • 92 – эффективность торможения, от плохой до средней
  • 93 – эффективность торможения, средняя
  • 94 – эффективность торможения, от средней до хорошей
  • 95 – эффективность торможения, хорошая.
  • // – ВПП в данный момент не работает.
  • CLRD – полоса расчищена
  • CLSD – полоса закрыта
  • SNOKLO – полоса закрыта и покрыта зимними осадками

В нашем примере получается, что полоса 28 левая покрыта слякотью на более 51%, толщина слякоти 5 мм, коэффициент сцепления 0,35.

Последний блок в нашей сводке, это изменение погоды. Здесь могут быть различные варианты из тех что мы разобрали, но самое главное что вам надо знать:

  • NOSIG – изменений не ожидается
  • TEMPO – что ожидается будет следовать после этого слова
  • BECMG – ожидаются устойчивые изменения
  • FM – начало периода изменений
  • TL – окончание периода изменений
  • AT – изменения в указанный момент времени
  • Период времени может быть записан как ЧЧММ/ЧЧММ, в данном случае означает что будет происходить в этом периоде времени.

Разберем на примере TEMPO 0418/0423 3100 BR FEW003 SCT011. Что мы здесь видим, с 04:18 по 04:23 минимальная видимость 3100 м, дымка, на высоте 90 м слабая облачность, на высоте 330 метров отдельные облака.

В нашей сводке больше ничего нет, но в реальных, иногда встречаются ремарки. Они обозначаются словом RMK после чего следуютнекоторые особенности аэропорта. Например там могут быть указаны скрытые препятствия. Например:

  • MT OBSC – горы закрыты
  • MAST OBSC – мачты закрыты
  • OBST OBSC – препятствия закрыты

Вот и все что вам нужно знать о METAR. Надеюсь теперь вы сможете без труда расшифровывать данные о погоде.

Чем же отличается TAF? TAF – Terminal Aerodrome Forecast. METAR это погода которая есть сейчас, на данный момент, а TAF это все таки прогноз погоды на ближайшее время. В остальном он подчиняется тем же правилам что и METAR.

А теперь давайте потренируемся в расшифровке погодной сводки:

ULLI 031600Z 36007MPS 1100 1000NW R28R/1500N SHSN BLSN SCT006 BKN019CB OVC023 M03/M05 Q0993 R28R/591035 NOSIG RMK OBST OBSC

UUDD 041800Z 35006MPS 9999 BKN023 02/M04 Q1013 R32L/CLRD60 NOSIG

ULMM 041800Z 29002MPS CAVOK M08/M12 Q1016 R31/120070 NOSIG RMK QFE754

Жду ваши ответы в комментариях. Если что-то упустил, или что-то непонятно, спрашивайте, с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *