Сегодня я бы хотел затронуть тему погоды и поговорить о сводках погоды который используется в авиации.
Так что же такое METAR. METAR (METeorological Aerodrome Report) – это специальный метеорологический авиационный код, который служит для передачи сводки о погоде в аэропорту. Сегодня мы вместе с вами и разберем как кодируется погода и как этот код читать. Статья будет длинной, но если вы увлекаетесь авиацией, вам это пригодится.
Итак сегодня за окном в Санкт-Петербурге отличная погода (сильный ветер, осадки и тучи), вот на основании METAR ULLI и будем разбираться.
Вот так выглядит METAR:
ULLI 031430Z 36006MPS 320V020 2500 1300NW SHSN SCT008 BKN018CB OVC030 M02/M03 Q0991 R28L/690535 NOSIG
Будем разбирать код по блокам. По ходу дела, заодно, разберемся какие вообще блоки могут быть обязательно, а какие бывают не всегда. А также какие в этих блоках бывают значения.
Первым блоком видим ULLI – это ICAO код аэропорта. В нашем случае это аэропорт Пулково.
Второй блок 031430Z. Это указание даты и время сводки. В нашем случае 03 – это день месяца (сегодня 3 апреля). 1430 – это время сводки 14 часов 30 минут. Z – это часовой пояс. В данном случае это Zulu time – военное название времени по Гринвичу. Соответственно реальное время сейчас в СПб 17:30 (т.к. СПб находится в часовом поясе +3 по Гринвичу).
Следующий блок 36006MPS. Здесь у нас содержится информация о ветре. Данные берутся усредненные за последние 10 минут перед сводкой. 360 – это направление ветра (значение округляется до 10). Вместо значения может встречаться VRB – что значит VARIABLE (переменный). 06 – средняя скорость ветра. После этого может следовать G и две цифры (в нашем случае мы этого не видим), например G18. Данное обозначение показывает порывы ветра, если максимальная скорость ветра превышает среднюю более, чем на 5 метров в секунду. Ну и последнее MPS – обозначает метры в секунду. Также могут быть KMT – километры в час и KT – узлы.
Далее блок изменения направления ветра 320V020. Он показывает два значения максимальных направлений ветра. В нашем случае ветер может меняться от 320 до 020 градусов.
Следующие два блока рассмотрим вместе 2500 1300NW. 2500 это горизонтальная видимость на аэродроме в мерах. 1300NW это минимальная видимость в метрах. NW – это направление в котором данная видимость определена. В данном случае северо-запад. N – север, W – запад, E – восток, S – юг. Вместо этих двух блоков может присутствовать слово CAVOK, что означает видимость более 10 км, нет облака, осадков, гроз и т.д.
Следующего блока у нас в сводке нет. Он будет включен, если видимость на полосе менее 1500 метров. Но я возьму его из другой сводки и мы его разберем. Вот наш пример R28R/1500N. Первая R обозначает что это относится к полосе. 28R – полоса 28 правая. После дроби видим значение видимости на данной полосе 1500 метров. За значением идет буква. N – состояние не изменилось. U – ухудшилось, D – улучшилось. Если погода совсем плохая, то вместо этой группы еще может быть группа вида R28R/0150V0600N. Здесь все тоже самое, только есть два значения видимости разделенных буквой V. Слева минимальное значение видимости, справа максимальное. В данном случае 150 метров и 600 метров.
Следующим на очереди идет блок погодных явлений. Его может не быть, а может быть не один. Тут очень много всяких вариантов, попробуем их разобрать.
- Если перед значением стоит +, то значит сильный.
- Если перд значение стоит -, то значит слабый.
- Если знака нет, то значит умеренный.
- RA – дождь.
- SN – снег.
- SH – ливень.
- FG – туман.
- FU – дым.
- BR – дымка.
- MI – морось.
- DZ – морось.
- BC – обрывки.
- DR – поземок.
- SG – снежные зерна.
- IS – ледяные иглы.
- PE – ледяной дождь.
- GR – град.
- GS – ледяная крупа.
- TC – гроза.
- FZ – переохоложденный.
- HZ – мгла.
- SA – песок.
- DU – пыль.
- VA – вулканический пепел.
- SQ – шквалы.
- PO – песчаные вихри.
- FC – торнадо.
- SS – песчаная буря.
- DS – пыльная буря.
В нашем случае SHSN. Получается ливень и снег.
Следующая группа указывает нам на облачность. Данный блок может повторятся несколько раз для разных высотных слоев облаков. Первые три символа показывают плотность облачности:
- FEW – слабая облачность.
- SCT – отдельные облака разбросанные по площади.
- BKN – значительная облачность.
- OVC – сплошная облачность.
- SKC – ясное небо.
- NSC – если нет существенной облачности ниже 1500 м.
- После указания высоты могут быть два варианта указания кучево дождевых облаков. CB – кучево-дождевые, TCU – мощные кучево-дождевые облака.
Затем 3 цифры – высота нижней границы слоя (единица измерений 100 ft). Чтобы получить метры надо цифру умножить на 30. В нашем METAR 3 блока с облачностью. SCT008 – отдельные облака на высоте 240 м (800 ft). BKN018CB – значительная облачность на высоте 540 м (1800 ft). плюс облака кучево-дождевые. OVC030 – сплошная облачность на высоте 900 м (3000 ft).
Вместо предыдущего блока может быть блок вертикальной видимости выглядит он вот так VV030, т.е. вертикальная видимость 90 м.
Далее идет блок температуры воздуха и точки росы. M02/M03 – первое значение температура воздуха, второе точка росы. Буква M (minus) перед значением обозначает отрицательное значение.
Затем идет блок давления. Q0991, Q – давление передается в гектапаскалях, 0991 – значение давления. Если значение передается в дюймах ртутного столба, то вместо Q ставится буква A.
Следующим в нашей сводки идет блок информации о полосе. R28L/690535 – значение до дроби, обозначение полосы. В нашем случае 28 левая. После дроби идут цифры. Первая цифра означает осадки на ВПП:
- 0 – чисто и сухо
- 1 – влажно
- 2 – мокро
- 3 – иней
- 4 – сухой снег
- 5 – мокрый снег
- 6 – слякоть
- 7 – лед
- 8 – укатанный снег
- 9 – замерзшая поверхность
Вторая цифра обозначает площадь осадков:
- 1 – менее 10%
- 2 – от 11% до 25%
- 5 – от 26% до 50%
- 9 – от 51% до 100%
- / – нет данных
Далее две цифры толщина покрытия ВПП осадками:
- 00 – менее 1 мм
- 01 – 1 мм
- 02 – 2 мм
- ——
- 90 – 9 мм
- 91 – никогда не используется
- 92 – 10 см
- 93 – 15 см
- ——-
- 98 – 40 см
- 99 – полоса в данный момент не работает
- // – нет данных
Ну и последние 2 цифры обозначают коэффициент сцепления, либо эффективность торможения:
- 35 – это коэффициент сцепления 0,35
- 28 – коэффициент сцепления 0,28
- и т.д.
- 91 – эффективность торможения, плохая
- 92 – эффективность торможения, от плохой до средней
- 93 – эффективность торможения, средняя
- 94 – эффективность торможения, от средней до хорошей
- 95 – эффективность торможения, хорошая.
- // – ВПП в данный момент не работает.
- CLRD – полоса расчищена
- CLSD – полоса закрыта
- SNOKLO – полоса закрыта и покрыта зимними осадками
В нашем примере получается, что полоса 28 левая покрыта слякотью на более 51%, толщина слякоти 5 мм, коэффициент сцепления 0,35.
Последний блок в нашей сводке, это изменение погоды. Здесь могут быть различные варианты из тех что мы разобрали, но самое главное что вам надо знать:
- NOSIG – изменений не ожидается
- TEMPO – что ожидается будет следовать после этого слова
- BECMG – ожидаются устойчивые изменения
- FM – начало периода изменений
- TL – окончание периода изменений
- AT – изменения в указанный момент времени
- Период времени может быть записан как ЧЧММ/ЧЧММ, в данном случае означает что будет происходить в этом периоде времени.
Разберем на примере TEMPO 0418/0423 3100 BR FEW003 SCT011. Что мы здесь видим, с 04:18 по 04:23 минимальная видимость 3100 м, дымка, на высоте 90 м слабая облачность, на высоте 330 метров отдельные облака.
В нашей сводке больше ничего нет, но в реальных, иногда встречаются ремарки. Они обозначаются словом RMK после чего следуютнекоторые особенности аэропорта. Например там могут быть указаны скрытые препятствия. Например:
- MT OBSC – горы закрыты
- MAST OBSC – мачты закрыты
- OBST OBSC – препятствия закрыты
Вот и все что вам нужно знать о METAR. Надеюсь теперь вы сможете без труда расшифровывать данные о погоде.
Чем же отличается TAF? TAF – Terminal Aerodrome Forecast. METAR это погода которая есть сейчас, на данный момент, а TAF это все таки прогноз погоды на ближайшее время. В остальном он подчиняется тем же правилам что и METAR.
А теперь давайте потренируемся в расшифровке погодной сводки:
ULLI 031600Z 36007MPS 1100 1000NW R28R/1500N SHSN BLSN SCT006 BKN019CB OVC023 M03/M05 Q0993 R28R/591035 NOSIG RMK OBST OBSC
UUDD 041800Z 35006MPS 9999 BKN023 02/M04 Q1013 R32L/CLRD60 NOSIG
ULMM 041800Z 29002MPS CAVOK M08/M12 Q1016 R31/120070 NOSIG RMK QFE754
Жду ваши ответы в комментариях. Если что-то упустил, или что-то непонятно, спрашивайте, с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.