Продолжаем разбираться с кабиной Cessna 172. На очереди у нас центральная панель. В самом верху вы видите аудиопанель, а под ней два навигационных приемника с укв радиостанцией и курсо-глисадным приемником. Один из них GARMIN G530, второй – G430. Отличий у них не очень много. Сегодня мы посмотрим как с ними работать с точки зрения навигационных маяков и радиостанции. Как строить маршруты и о других функциях поговорим в другой статье.

Я буду рассказывать только про верхний GARMIN G530, нижний работает точно также, разница лишь в том, что на верхнем мы выставляем частоты COM1/NAV1, а на нижнем COM2/NAV2. Если у вас не работает GARMIN, то проверьте включены ли переключатели AVIONICS MASTER и слева на GARMIN есть ручка C, поверните ее по часовой стрелке.

Настройка COM и VLOC
В левой части экрана мы видим три синих окошка COM и VLOC. Частота COM это частота радиостанции для общения с диспетчерами, VLOC частота VOR маяков. Я на данный момент нахожусь в Пулково и моя радиостанция настроена на VOR маяк SPB на частоте 113.4. Ниже в окошке мы видим название VOR маяка на который настроены, радиал 210 градусов и расстояние 0,7 морских мили. Радиал 210 градусов, показывает нам то, что мы находимся от VOR маяка на 210 градусов (не маяк от нас, а мы от маяка).
Ручки C и V настраивают громкость соответствующей радиостанции. Ручка C если ее поворачивать против часовой стрелки до упора выключит наш GARMIN G530. Чуть правее мы видим кнопки C и V со стрелками. Эти кнопки перемещают соответствующую частоту с резервной на основную (рабочую). Когда мы настраиваем частоту, то мы настраиваем резервную, основная в этот момент работает. Когда мы накрутили нужную частоту, мы кнопкой со стрелочками меняем их местами и далее резервная начинает работать и основная попадает в резерв и ее мы можем изменять. В нашем примере верхние это рабочие а нижние резервные. На примере VLOC рабочая 113.4, а резервная 109.2.
Голубым цветом в окошках выделена частота, которую мы настраиваем в данный момент. Частоты настраиваются самой нижней левой ручкой COM/VLOC, с двумя кольцами. Внутреннее маленькое настраивает значение после точки, внешнее – значение до точки. Нажатие на эту ручку меняет то какую частоту мы будем редактировать COM или VLOC. На Cessna 172 WBSIM для нажатие ручки COM/VLOC нужно на этой ручке зажать левую кнопку мыши и после этого не нажать правую не отпуская левую. Голубым полоска перепрыгнет на другой приемник. Т.е. если в данный момент голубая полоска находится в окошке VLOC, то перепрыгнет на COM и наоборот. Тем самым мы можем настраивать любые частоты.
Аудиопанель
Над GARMIN G530 мы видим аудиопанель Cessna 172. Считайте, что это звуковой микшер, который может выводить звук с разных источников.

В самом верху слева мы видим три квадратных окошка O M I. Это приемник сигнала с дальнего, ближнего и внутреннего радиомаяков. Настраиваться на эти радиомаяки специально не нужно, все они работают на одной частоте. Срабатывают они при пролете прям над ними. Вы услышите характерное пиканье, у дальнего они ниже по частоте у ближнего частота звуковых сигналов выше. Также будет мигать соответствующий индикатор. Чтобы слышать звук этих маяков нужно нажать на кнопку MKR, чтобы загорелся зеленый светодиод, иначе будет мигать только лампочка, а звука в наушниках не будет. Дальний расположен в 4 км. от торца ВПП, ближний находится в 1 км. от торца ВПП. Внутренний находится прямо над торцом полосы. По этим маякам удобно контролировать высоту и удаление. Так как маяки распложены с обоих сторон, то при вылете и пролете над маяками, мы тоже будем слышать этот звук.
Ниже этих окошек есть ручка управления громкостью, она относиться к громкости звука данных маяков и более не на что не влияет, сейчас на скриншоте у меня громкость максимальная.
Тумблер HI LO T/M настраивает чувствительность приемника радиомаяков. HI – высокая чувствительность, LO – низкая, положение T/M – тестирование. При выборе данного положения, все лампочки маяков будут гореть, тем самым мы можем проверить что ничего не перегорело.
Нижний тумблер ISO ALL CREW применяется для настройки того, что будет слышать пилот, второй пилот и пассажиры. ISO – изолирует пилота от всех остальных. Пилот по прежнему ведет радиообмен по радиостанции, но второй пилот и пассажиры не слышат его, также пилот не слышит пассажиров. ALL – в этом режиме все слышат всех. CREW – этот режим изолирует обоих пилотов от пассажиров, пассажиры могут общаться между собой и не мешать пилотам, а пилоты общаться между собой и наземными службами и не мешать пассажирам.
Кнопки COM1 и COM2 выбирают с какой радиостанции мы будем слышать звук. В данный момент мы слушаем радиостанцию COM2, которая настраивается на нижнем приемнике GNS430.
Кнопки NAV1 и NAV2 выбирают с какой радиостанции мы будем слышать сигнал с радиомаяков. Сейчас не выбрана ни одна. Т.е. слышать морзянку мы не будем. Так как на первой радиостанции у меня настроена частота VOR маяка Санкт-Петербурга, то чтобы его услышать надо нажать на кнопку NAV1
Кнопка MKR мы разобрали выше, она включает звук ближнего, дальнего и внутренних маяков.
Кнопка ADF позволяет слышать морзянку с NDB маяков. Для настройки частоты используется панель KR 87 TSO. Нажимаем на кнопку FRQ (средняя внизу) и попадаем в меню ввода частоты. Большой ручкой справа, вводим значение частоты. Внешнее кольцо задает первое значение, внутреннее вторую и третью цифру. Для переключения между второй и третьей цифрой используется нажатие на ручку. В WBSIM это реализовано также как и переключения между частотами NAV и COM, зажимаем на регуляторе левую кнопку и не отпуская нажимаем правую. После ввода ее нужно перекинуть в активную. Нажатие еще раз кнопки FRQ поменяет наши частоты местами и сделает активной ту частоту которую мы вводили. Не путайте кнопку ADF на этой панели и на аудиопанели.

Возвращаемся к аудиопанели, далее идет кнопка DME. Данная кнопка позволяет слышать морзянку с DME маяков, но обычно, они идут совмещенные с VOR маяками, поэтому вряд-ли вы будете пользоваться данной кнопкой.
Кнопка ICS включает изоляцию, которая настраивается тумблером ISO ALL CREW.
Кнопка AUX, позволяет слушать подключенные внешние устройства, например вы подлкючите плеер через разъем 3,5 мм. В симуляторе не знаю как это реализовано.
И последняя кнопка это кнопка SPR. С помощью нее можно вывести звук на динамик в кабине.
Теперь перейдем к последнему селектору. Этот селектор указывает куда мы будем передавать наш голос при нажатии на тангенту рации. COM3 у нас нет на борту, COM1 и COM2 соответствует верхнему и нижнему приемнику. При выборе COM1 или COM2 автоматически включится и прослушивание соответствующей радиостанции (отключить звук выбранной для передачи не получиться, но для прослушиванию можно включить вторую, например прослушать сводку МЕТАР и при этом слышать диспетчеров на первом приемнике). COM1/2 позволяют первому пилоту общаться и прослушивать первую радиостанцию, а второму пилоту общаться и прослушивать вторую радиостанцию. COM2/1 меняет местами, первый пилот общается и слушает вторую радиостанцию, а второй – первую. Ну и последнее положение TEL ведет передачу по телефону если он подключен.
На сегодня у меня все. Задавайте вопросы.