1. Главная
  2. /
  3. Самолеты
  4. /
  5. Boeing 737
  6. /
  7. Boeing 737 – 31. Руление, взлет, набор

Boeing 737 – 31. Руление, взлет, набор

Итак, в прошлый раз мы подготовили наш компьютер к полету по маршруту, загрузили пассажиров, залили топливо и рассчитали параметры взлета.

Сегодня, закончим приготовления к полету, выполним выталкивание, руление, взлет и набор высоты до эшелона. А в следующей статье совершим снижение, заход и посадку.

Надеюсь, что вы прочитали все предыдущие статье про Boeing 737, так как я не буду останавливаться подробно на кнопках, тумблерах и для чего они нужны, статья итак будет большая.

Я постараюсь объяснить все максимально подробно, но, возможно, где-то будут неточности. Если будет что-то непонятно или ошибочно, то прошу указать мне на это.

Подготовка

Пассажиры уже сидят на местах, топливо залито, багаж загружается. Нужно, убрать машины загрузки, закрыть двери и люки, убрать телетрап. Все это делается через FMC в разделе FS Actions.

Убираем внешнее питание, убираем машины загрузки багажа, закрываем двери, убираем телетрап и убираем колодки. Предварительно проверяем что установлен стояночный тормоз.

Теперь переходим к MCP, включаем Flight Director капитана и второго пилота, армируем A/T, нажимаем и армируем LNAV и VNAV, устанавливаем первоначальный набор (в моем случае 3500) и проверяем скорость 142 узла (мы ее накрутили еще в прошлой статье, но проверяем), курсы выставляем на курс полосы взлета. Далее не забываем давление на высотометрах (у нас их 3, но они все синхронизированы в симуляторе, в реале придется ставить все 3).

Далее переходим на пьедестал, выставляем частоту на передатчиках COM. Устанавливаем код ответчика выданный нам (у меня это 5044). Устанавливаем AUTO BREAK в положение RTO (REJECT TAKE OFF – прерванный взлет).

Теперь переходим к оверхеду, последовательно сверху-вниз слева-направо проверяем все тумблеры и кнопки. После проверки у нас должно быть все как у меня. Основное, включаем YAW DAMPER, слева вверху. Включаем обогрев окон, это вверху правее, где горят зеленые окошки, обогрев трубок пито включим позже. А также выставляем высоту эшелона, это выставляется в окошке внизу справа. Проверяем, чтобы ничего не горело оранжевым цветом, кроме того, что у меня.

Проверяем топливо на борту (в моем случае 6.6), заметьте, что в левом баке топлива меньше. Это связано с тем, что у нас запущена ВСУ, а она берет топливо из левого бака, также обратите внимание, что в центральном баке у нас топлива нет. Насосы этого бака включать не будем. Теперь мы готовы к выталкиванию и запуску.

Выталкивание и запуск

Итак через меню FMC FS Action находим пункт PUSHBACK и подсоединяем машину которая будет нас выталкивать. Сделать это можно нажатием на кнопку SELECT TUG, выбираем TPX 200. В PUSH STYLE можно выбрать разные стили выталкивания прямой, г-образный и так далее. Я выбираю SELF DRIVE и управляю процессом выталкивания самостоятельно, вы можете поэкспериментировать, только не в он-лайн, так там обычно дают диспетчеры четкие указания куда носом выталкиваться и где остановиться. Вы должны быть уверены, что способны это сделать.

Смотрим куда нам нужно встать носом и выбираем в меню тип выталкивания. Нажимаем START нам скажут когда отпустить стояночный тормоз. После выталкивания его скажут поставить обратно, не забудьте убрать погрузчик, все через тоже меню. В моем случае кнопки START нет, я управляю процессом выталкивания сам. Если выбрать другой стиль выталкивания (PUSH STYLE), то кнопка появится и вас вытолкнут с заданными параметрами. Distance to taxi line – это дистанция на которой находится рулежная дорожка от вас. Т.е. на какое расстояния вас вытолкнут прежде чем начнут разворачивать. Также вы можете поменять UNITS с футов на метры.

Мы готовы к запуску двигателей.

Переходим на оверхед и первым делом включаем топливные насосы внизу слева. Обратите внимание у меня не включены насосы среднего бака, так как у меня там нет топлива. Выключаем паки кондиционера. Кто летал на самолетах, то слышал наверное, что перед запуском двигателей, кондиционирование выключается. Это нужно для того, чтобы раскрутить турбину воздухом от ВСУ, а если кондиционеры будут работать то воздух будет уходить в салон и турбину раскрутить не получится. На оверхеде справа, светло серая панель, тумблеры R.PACK и L.PACK переводим в положение OFF.

Включаем ANTI-COLLISION LIGHT. Теперь переходим к панели ENGINE START.

Средний тумблер переводим IGN L или R, и переключатель 1 в положение GRD (Запуск). В этот момент включится средний экран с информацией о двигателях, посмотрим на него. На скриншоте он посередине вверху.

Нам интересна строчка N2, она расположена первой после смотрим слева от N2 значение начинает увеличиваться, как только оно дойдет до 20-25, переводим кран подачи топлива вверх (эта ручка под РУДами), тем самым открываю подачу топлива в двигатель. Ждем пока двигатель выйдет на рабочие обороты. После запуска вы услышите щелчок. Это на панели ENGINE START вернется в положение OFF ручка зажигания. Двигатель 1 запущен. Точно также запускается и второй, с той лишь разницей, что в положение GRD мы переводим зажигание второго двигателя, а на экране смотрим N2 справа от надписи, по достижении 20-25 переводим кран второго двигателя наверх и ждем щелчка ручки зажигания. После запуска обе ручки зажигания на панели ENGINE START должны быть в OFF а информация на среднем табло как у меня.

Видим, что режим работы двигателей 20.8, а температура выхлопных газов в районе 468 градусов.

Теперь нужно переключить питание нашего самолета на генераторы двигателей. Смотрим на скриншот и видим панель BUS TRANS. Крайний левый и правый тумблеры, как раз и отвечают за правый и левый генераторы двигателей. Переводим их в положение ON, и самолет начнет питаться от генераторов двигателей.

Вспоминаем, что наши пассажиры сидят без кондиционера, переходим к панели кондиционирования.

Тумблеры APU BLEED, включаем забор воздуха от двигателей и отключаем от ВСУ. Так же возвращаем тумблеры L.PACK и R.PACK в положение AUTO. Включаем обогрев трубок пито (если надо включаем ANTI ICE WING и ENGINE), включаем гидравлические насосы.

Теперь можно выключить ВСУ.

После этого ваш оверхед должен выглядеть как на скриншоте выше. Никаких желтых табло гореть не должно. Зеленые сверху и два синих справа это нормально. В остальном ничего гореть не должно. Осталось сделать совсем немного и можно рулить.

Сначала переводим закрылки в положение для взлета, у меня это 5 градусов.

И триммер руля высоты выставляем на рассчитанное в прошлой статье значение. Крутим колесо пока стрелка не укажет нам на нужное значение.

Ну и последнее проверим, что у нас нет предупреждений.

Прямо по центру видим горит желтая кнопка MASTER CAUTION. А справа от нее 3 надписи (у вас может сейчас и не гореть, это скриншот до запуска), нажимаем на желтую кнопку, она потухнет, а надписи пропадут. Тем самым мы сбросим ошибки. Если после этого нажать на черную панель где были надписи FLT CONT, ELEC и FUEL, то в случае наличия каких либо ошибок, кнопка опять загорится желтым а на панели загорится надпись ошибки. Если ошибок нет, то ничего загораться недолжно, нажимаем пару раз и убеждаемся что все хорошо. Точно такая же панель есть и второго пилота, только ошибки выводятся другие, поэтому повторяем процедуру и для той панели. Не должна гореть ни одна надпись. Мы готовы к рулению.

Руление.

Проверяем, что штурвал и педали свободно ходят и ничего не мешает, включаем WING LIGHT, TAXI LIGHT, если темно, то включаем RUNWAY LIGHT, переводим селекторы зажигания 1-го и 2-го двигателя в положение CONT, отпускаем стояночный тормоз и едем по выданному диспетчером маршруту до предварительного.

На предварительном останавливаемся.

Убеждаемся, что это нужная полоса. Выключаем TAXI LIGHT, включаем LANDING LIGHT и STROBE LIGHT, переводим ответчик в режим TA/RA и по разрешению диспетчера занимаем исполнительный. По хорошему еще нужно сбросить расход топлива, если вы посмотрите на средний дисплей, там под N2 есть FF (FUEL FLOW) – это расход топлива в час каждым двигателем. Над дисплеем есть тумблер FUEL FLOW и там есть RESET.

Взлет и набор

После выезда на исполнительный, выравниваемся по полосе, прибираем руды и останавливаемся. Запускаем таймер. Переводим руд в положение чуть меньше середины, процентов на 40, смотрим на обороты двигателя и если они у обеих двигателей стабильны, отпускаем тормоза и нажимаем кнопку TO/GA (Takeoff/Go around). Она находится на ручках РУД в очень неудобном месте. Либо ее надо настроить вам на какую-то отдельную кнопку на клавиатуре, либо PMDG предусмотрело более удобный вариант.

На скриншоте выше я обвел прямоугольником болтик, нажатие на который соответствует нажатию на кнопку TOGA на РУДах.

На центральном дисплее, видим, что сейчас режим автоматической работы двигателей выбран TO 1 (взлет).

После этого самолет начнет автоматически поддерживать тягу двигателей в соответствии с заданными в прошлой статье взлетными характеристиками. При разбеге по полосе, контролируем параметры скорости, как только достигаем скорости Vr, тянем штурвал на себя и плавно отрываемся. Следим чтобы Flight Director (фиолетовое перекрестье на PD был по центру), если он отклоняется вверх, вниз, влево или вправо, то следуем за ним. Как только переходим в устойчивый набор высоты, убираем шасси. Ну а дальше, как только достигнем высоты выше 400 футов над землей можем включать автопилот. Выключаем RUNWAY LIGHT (если включали).

На скриншоте выше видим, что у меня уже включен автопилот, а скорость достигла 221 узла, также на шкале скорости вы видите подсказки зелеными метками. Эти подсказки показывают когда можно убирать закрылки, в моем случае я уже прошел скорость UP, поэтому можно убрать закрылки полностью. Следим, и как только проходим по скорости нужное значение закрылков, убираем их в следующее положение, у нас при взлете были 5, следующее идет 1 и UP. Также переводим ручку уборки шасси в центральное положение. Убираем армирование спойлеров, выключаем автобрейки. Получаем от диспетчера следующий эшелон, накручиваем на компьютере и полетели вверх.

По достижении высоты перехода, нажимаем на высотомере STD, чтобы перейти на стандартное давление (выше высоты перехода у нас уже не высота в футах а эшелоны). Проверяем, чтобы до 10000 футов мы не превышали скорость 250 узлов. По достижении 10000 футов, самолет начнет разгонятся. Выключаем LANDING LIGHTS, и можем отстегнуть пассажиров. А мы продолжаем подниматься до 350 эшелона.

Ну вот я уже и на наше 350 эшелоне. Проверяем что режим работы двигателей теперь CRZ и летим до точки начала снижения. А о ней уже в следующей статье.

Вот такая большая статья у меня получилась, если есть вопросы, обязательно задавайте.

Оставьте комментарий