Перейдем к разбору панели ответчика. По-другому он называется TCAS или Squawk. Чем же он занимается? Итак TCAS (Traffic collision avoidance system) – система предупреждения столкновения самолетов в воздухе. Любой самолет тяжелее 5,7 тонн должен быть оборудован данной системой. Самолет опрашивает другие самолеты вокруг себя и получает ответы, в которых содержится код ответчика, высота и скорость воздушного судна. Из этой информации, на дисплее показываются другие борта, которые нас окружают. Эту информацию видят и наземные службы, видят информацию о нас. Также, если есть вероятность столкновения, то система выдаст нам рекомендации по избеганию столкновения.
Есть несколько кодов ответчика выставления которых будет означать нештатные ситуации на борту, например:
- 7700 – Основной аварийный код. Этот код говорит о том, что на борту возникла аварийная ситуация.
- 7600 – Выход из строя радио или потеря голосовой связи. Этот код позволяет диспетчерам понять, что на борту технические проблемы с радиосвязью.
- 7500 – Код означает – «самолет захвачен». Это код всегда требует подтверждения. Если диспетчер увидит этот код на борту, то запросит подтверждение, молчание также будет означать подтверждение захвата самолета.
В остальных случаях код ответчика или сквок вам выдаст диспетчер. Если диспетчер отсутствует, то можно воспользоваться пулом кодов аэропорта вылета, например для СПб это 5701:5777. Если же вы не знаете пул кодов ответчика для конкретного аэропорта, то можно поставить 2000, либо, если летите по правилам визуальных полетов – 7000.
Перейдем к самой панели.

- XPNDR 1/2 – на борту 2 транспондера, выбираем каким пользоваться.
- LAT SOURCE 1/2 – выбираем высоту с какого высотомера будем передавать. 1 – с капитанского, 2 – со второго пилота.
- 2 крутилки посередине – левой выставляем 2 первые цифры, правой – 2 правые. У них есть большое кольцо, им выставляется левая цифра, и маленькое – для правой цифры.
- IDENT – если нажать эту кнопку, то мы принудительно передадим информацию, чтобы диспетчер мог нас заметить из множества самолетов. Передача продолжается около 30 секунд.
- XPNDR FAIL – если что-то будет работать не правильно, загорится светодиод.
- STBY – режим при котором ничего не работает, но прибор готов к работе мгновенно.
- ALT RPTG OFF – режим при котором не передается высота полета.
- XPNDR – В этом режиме TCAS, т.е. система предупреждения о столкновениях отключена. Но диспетчеры видят нас. Удобно использовать в аэропорту, где много самолетов, чтобы система не выдавала постоянные предупреждения о столкновениях.
- TA ONLY – в этом режиме вся информация отображается, но не выдаются рекомендации о предотвращении столкновения.
- TA/RA – нормальный режим работы. В этом режиме вся информация передается, работает система предупреждения столкновений и рекомендации по устранению угрозы столкновения. Если так случится то вы услышите команду о необходимых мерах. Например подъем или спуск.
В реале режим TA/RA включают перед самым взлетом и выключают после освобождения полосы. В сети Vatsim включение ответчика в режим C (Чарли), это как раз TA/RA, требует перед началом руления. Поэтому если услышите, что от вас требует перевести ответчик в режим Чарли, то включите режим TA/RA.
На сегодня у меня все, задавайте вопросы, если что-то осталось непонятн.