Airbus A320 – FMA

Сегодня начнем разбор PFD (Primary Flight Display)

Вверху на PFD, тот который слева, вверху есть 5 столбцов. Для различного рода информации, вот сегодня мы об этом и поговорим. Называется эта часть дисплея Flight Mode Annunciator (FMA) – Сигнализатор режимов полета.

Колонка №1

В данной столбце выводится информация о режимах работы автомата тяги.

MAN TOGA Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУДы в положении TOGA

MAN FLX XX Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУДы в положении FLX/MCT. XX – здесь это температура снижения выхлопных газов, заданная в MCDU.

MAN MCT Белая в рамке. Автомат тяги армирован. РУД в положении FLX/MCT. Напомню, что MCT – это режима работы двигателей продолжительное время.

MAN THR Отображается белым текстом в оранжевой рамке. Автомат тяги армирован. РУД выше отметки CL (два двигателя рабочих), или РУДы выше отметки FLX/MCT (один двигатель нерабочий)

THR MCT Отображается зеленым цветом. Автомат тяги активен. РУДы стоит в положении FLX/MCT. При этом один двигатель нерабочий.

THR CLB Отображается зеленым цветом. Автомат тяги активен. РУДы в положении CL. При этом оба двигателя рабочие

THR IDLE Отображается зеленым цветом. Автомат тяги активен. При этом двигатели работают на малом газу (холостом ходу)

THR LVR Отображается зеленым цветом. Автомат тяги активен. При этом РУДы находятся ниже положения CL при двух рабочих двигателях, или FLX/MCT – при одном двигателе.

SPEED или MACH Отображается зеленым цветом. Автомат тяги активен в режимах SPEED или MACH. Автомат тяги будет поддерживать заданную скорость.

A.FLOOR Отображается зеленым текстом в оранжевой рамке. Автомат тяги активен. Сработала защита от сваливания, установлен режим TOGA.

TOGA LK Отображается зеленым текстом в оранжевой рамке. Автомат тяги активен. A.FLOOR больше не выполняется, но режим тяги установлен на TOGA.

LVR CLB Белая и мигает. Необходимо перевести РУДы в положение CL

LVR MCT Белая и мигает. Необходимо перевести РУДы в положение FLX/MCT (один рабочий двигатель)

LVR ASYM Отображается оранжевым текстом. Означает что рычаги РУД находятся в разных положениях. При этом оба двигателя в норме.

THR LK Отображается оранжевым текстом и мигает. Произошло отключение автомата тяги вручную или из-за неисправности. При этом оба РУД в положении CL (два двигателя рабочие) либо один – FLX/MCT (при одном нерабочем двигателе)

Так же если пять секунд мигают следующие сообщения: THR LK, LVR CLB, LVR MCT, а вы не предпринимаете никаких действий, то будет звучать одиночный сигнал.

Если в данном столбце не отображается информация об автотяге, то могу отображаться сообщения автоматического торможения.

В первой строке отображается зеленым в белой рамке, когда активен соответствующего режима автоматического торможения BRK LO, BRK MED, BRK MAX.

Во второй строке отображается голубым когда режимы BRK LO и BRK MED армированы.

В третьей строке отображается голубым, когда режим BRK MAX армирован.

Колонка №2

В этой колонке отображается информация о вертикальных режимах полета.

SRS Отображается зеленым. Этот режим включается перед взлетом или уходом на второй круг, при переводи РУДов в режим TOGA или FLX/MCT. Логика работы такова, самолет меняя угол тангажа выдерживает скорость V2 + 10 узлов при работе двух двигателей или V2 при работе одного двигателя. При уходе на второй круг эта скорость будет не ниже скорости VAPP.

CLB Отображается зеленым цветом. Этот режим устанавливается когда ручка РУДов переведена в CL, активен полетный план, а так же высота выставленная на автопилоте превышает текущую. Селектор ALT на FCU в режиме MANAGED (утоплен от себя). Все ограничения по высоте будут учитываться.

CLB Отображается синим цветом. Означает что режим включен.

OP CLB Отображается зеленым цветом. Этот режим устанавливается когда ручка РУДов переведена в CL, активен полетный план, а так же высота выставленная на автопилоте превышает текущую. Селектор ALT на FCU в режиме SELECTED (вытянут на себя). Все ограничения по высоте не учитываются.

EXP CLB Отображается зеленым цветом. В FCU задана высота выше текущей. На FCU нажата кнопка EXPED. Режим работы двигателей устанавливается на CLB THRUST. Самолет путем тангажа будет выдерживать скорость GREEN DOT. Никакие ограничения не учитываются.

ALT и ALT CST Если отображается зеленым цветом в первой строке, то самолет выдерживает либо заданную в FCU высоту, либо на пути ограничение по высоте и в данном случае выдерживает высоту ограничения. Отображения голубым во второй строке, обозначает что режим будет запушен следующим при подходе к точке.

ALT* и ALT CST* Отображается зеленым цветом, показывает что самолет захватил либо высоту установленную на FCU, либо высоту ограничения и начал выход на нее.

ALT CRZ Режим полета на эшелоне

ALT Отображается голубым цветом. Когда целевая высота соответствует высоте на FCU.

ALT Отображается фиолетовым цветом. Когда высота на FCU соответствует ограничению по высоте в полетном плане.

DES Отображается зеленым цветом. В FCU задана высота ниже текущей. Селектор ALT на FCU в положении MANAGED (нажат). Обязательно наличие активного полетного плана. Ограничения по высоте на пути следования учитываются.

OP DES Отображается зеленым цветом. В FCU задана высота ниже текущей. Селектор ALT на FCU в положении SELECTED (вытянут на себя). Обязательно наличие активного полетного плана. Ограничения по высоте на пути не учитываются.

EXP DES Отображается зеленым цветом. В FCU задана высота ниже текущей. На FCU нажата кнопка EXPED. В этом режиме тяга двигателей переводится на холостой ходи и самолет выдерживает скорость 340 узлов или 0,8 маха путем изменения тангажа. Никакие ограничения в этом режиме на учитываются.

DES Отображается голубым цветом. Если режим был включен да наступления фазы спуска.

G/S * Отображается зеленым цветом. Идет процесс захвата глиссады.

G/S Отображается зеленым цветом.Самолет захватил глиссаду и следует ей.

G/S Отображается голубым цветом. Режим глиссады включен.

V/S XXXX Отображается зеленым текстом и синими цифрами.На FCU выбрана вертикальная скорость. Может быть либо положительная (идет набор), либо отрицательная (идет снижение). Имеет приоритет над скоростью, это значит что если задать слишком большой набор, то целевая скорость может не выдерживаться, но если скорость самолета слишком возрастет или слишком упадет то режим перестанет быть приоритетным. Никакие ограничения не учитываются.

FPA X.X° Отображается зеленым текстом и синими цифрами.На FCU выбрана режим полета по траектории. Может быть либо положительный (идет набор), либо отрицательный (идет снижение). Имеет приоритет над скоростью, это значит что если задать слишком большой набор, то целевая скорость может не выдерживаться, но если скорость самолета слишком возрастет или слишком упадет то режим перестанет быть приоритетным. Никакие ограничения не учитываются.

FINAL Отображается зеленым цветом.Армированный режим захода на посадку без ILS. Кнопка APPR на FCU нажата. Обязательно наличие армированного горизонтального режима APP NAV. Тогда в активном режиме будет выглядеть как FINAL APP на две колонки – на вторую и третью

FINAL APP Активен заход на посадку без ILS. Кнопка APPR на FCU нажата

LAND Режим посадки (ниже 400 футов по РА)

FLARE Выравнивание самолета перед касание ВПП.

ROLLOUT После касания самолет выравнивается по оси ВПП.

Колонка №3

В этой колонке находится индикация горизонтальных режимов полета.

RWY Отображается зеленым цветом. Во время взлета удерживается курс полосы. Полоса должна быть оборудована курсовым маяком. Обеспечивает удержания самолета до высоты 30 футов по радиовысотомеру.

RWY TRK Отображается зеленым цветом. После отрыва и набора 30 футов по радиовысотомеру включается данный режим продолжая поддерживать курс полосы.

HDG Отображается зеленым цветом. На FCU выбран курс и ручка селектора курса вытянута на себя в режим SELECTED.

TRACK Отображается зеленым цветом.На FCU выбран путевой курс и ручка селектора курса вытянута на себя в режим SELECTED.

NAV Отображается зеленым цветом. Самолет следует по плану из MCDU.

LOC * Идет процесс захвата курсового маяка.

LOC Отображается зеленым цветом. Самолет следует на курсовой маяк.

LOC Отображается голубым цветом. Режим армирован и ожидает курсового маяка.

APP NAV Отображается зеленым цветом. На FCU была нажата кнопка APPR, и самолет выполняет заход на посадку в режиме, отличном от ILS.

APP NAV Отображается голубым цветом. Режим захода армирован.

GA TRK В воздухе с выпущенными закрылками РУД был переведен в положение TOGA. Поддерживается путевой угол, который был до перехода в режим TOGA

Колонка №4

В этой колонке отображается информация о заходе на посадку.

CAT 3 DUAL Отображается белым цветом. Посадка по ILS, когда оба автопилота включены и кнопка APPR нажата

CAT 3 SINGLE Отображается белым цветом. Посадка по ILS, когда один автопилот включен и кнопка APPR нажата

CAT 2 Отображается белым цветом. Посадка по ILS, когда один автопилот включен и кнопка APPR нажата, а автомат тяги отключен или неисправен

CAT 1 Отображается белым цветом. Посадка по ILS, когда оба автопилота отключены и кнопка APPR нажата

MDH XXX Отображается белым цветом и голубыми цифрами. Минимум по радиовысотомеру. Устанавливается в MCDU на странице APP PERF в ячейку RADIO.

MDA XXX Отображается белым цветом и голубыми цифрами. Минимум по барометру. Устанавливается в MCDU на странице APP PERF в ячейку BARO.

Колонка №5

В данной колонке отображается информация о состоянии автопилотов, полетных директоров и автомата тяги. Все значения здесь отображаются белым цветом.

Первая строка:

AP 1 + 2 Активны автопилот 1 и 2

AP 1 Активен автопилот 1

АР 2 Активен автопилот 2

Вторая строка:

1FD2 Директоры активны на обоих PFD

–FD2 Директор активен только на правом PFD

1FD– Директор активен только на левом PFD

–FD– Оба директора выключены.

1FD1 Ошибка второго директора полета, но оба директора полета активны.

2FD2 Ошибка первого директора полета, но оба директора полета активны.

Третья строка:

A/THR Отображается белым цветом если автомат тяги активен. Голубым цветом если армирован. Автотяга станет активна как только выполнится условие:

  • Установка рычагов тяги в фиксированное положение при включенной системе автотяги.
  • Нажатие кнопки A/THR, когда рычаги управления двигателем находятся в диапазоне включения (ниже CL при обоих двигателях или ниже MCT при одном двигателе).
  • Активация защиты от сваливания.

На сегодня у меня все, жду ваших комментариев и не забывайте подписаться на мой канал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *