Сегодня поговорим о метеолокаторе и TCAS/ATC на борту Airbus A320.
Метеолокатор
Метеолокатор или погодный радар предназначен для обнаружения града, дождя, также видит землю, горы здания.
Он состоит из антенны и панели управления. Антенна спрятана под носовым обтекателем. Панель управления находится на пьедестале чуть ниже РУДов.

- Multiscsans – два режима MAN и AUTO. Ручной и автоматический.
- GCS – устройство подавления помех. Работает только если режим выбран AUTO. В режиме MAN не работает.
- GAIN – регулятор чувствительности от минимальной до максимального, положение CAL – оптимальная чувствительность.
- TILT – регулятор наклона антенны от -15 до 15 градусов. Работает только в режиме MAN.
- SYS – Тумблер включения, посередине OFF – выключен. В левом или в правом положении включен первый или второй блок.
- PWS – система прогнозирования сдвига ветра.
- MODE – режим отображения информации:
- WX – отображает метеообстановку.
- WX+T – отображение метеообстановки и турбулентности.
- TURB – отображает только турбулентность.
- MAP – отображение поверхности земли.
ATC и TCAS
TCAS (транспондер) предназначен для предупреждения самолетов в воздухе. Система опрашивает окружающее пространство, если в зоне опроса есть другие транспондеры, на основе их ответов транспондер понимает где находятся другие борта, куда летят, на какой высоте и с какой скоростью, а так же расчитывает возможные столкновения на основе этой информации. Также на ND нам будет выводится информация о ближайших бортах. В случае опасности столкновения, мы услышим голосовую команду о действиях которые нужно предпринять для недопущения этой угрозы. А также на PFD будет показана опасная зона.

Теперь поговорим про ATC, это тот самый ответчик. Он нужен для того, чтобы радары служб управления движением знали о нас. Нам выдают код ответчика мы его забиваем и на радаре нас будут видеть. Так же передается и информация о скорости, направлении и высоте. Самостоятельно код ответчика меняется только в случае ЧП, отказа радиосвязи или захвата самолета (7600, 7700, 7500). В других случаях, устанавливаем то, что сказал диспетчер.
Разберём панель:
- Первый верхний селектор устанавливает режим транспондера. STBY – устройство запитано и выключено. AUTO – включено только в воздухе, на земле передает данные только когда эфир свободен. ON – всегда включено принудительно.
- Средний селектор для выбора транспондера, на борту из два.
- Нижний селектор, включает или отключает передачу информации о высоте.
- Клавиатура используется для ввода кода ответчика.
- Четырехзначный дисплей, на нем видим введении код ответчика.
- Кнопка IDENT нужна для принудительной передачи кода ответчика.
- ATC FAIL – выбранный транспондер не исправен.
Два правых селектора относятся к TCAS.
Правый.
- STBY – TCAS выключен.
- TA – на дисплей показываются другие борта, но команд даваться не будет.
- TA/RA – будет и отображаться на дисплее, а также будут и голосовые команды. Это нормальный режим.
Левый.
- THRT – отображение самолетов только если борта будут представлять угрозу.
- ALL – этот режим штатный. Мы видим все самолёты влево/вправо (от 30 до 60 миль) и вверх/вниз (на 2700 футов)
- ABV – тоже видим всех, но вверх видим до 10000 футов, а вниз до 2700.
- BLW – наоборот вниз видим до 10000 футов, а вниз до 2700.
На этом все, что нам нужно знать о метеолокаторе и TCAS/ATC на Airbus A320.