Сегодня будем разбираться с шасси, и поговорим зачем нужны спойлеры и закрылки.
Шасси.
Начнем с шасси. Для их выпуска и уборки предназначен рычаг.
Нижнее его положение соответствует выпущенным шасси, верхнее – соответственно убранному. Для контроля выпуска и уборки предназначены 3 лампочки, находящиеся над рычагом. Они находятся в самом верху LDG GEAR. Если они горят зеленым – шасси выпущены, если не горят – убраны. Справа от рычага есть три стрелочки, которые указывают давление тормозной системы, перед началом движения нужно нажать на тормоз и убедиться, что все стрелки находятся в зеленой зоне.
Справа от LDG GEAR находится кнопка BRK FAN ее нажатие приводит к запуску системы вентиляции тормозов. Соответственно ON горит когда включено.
Чуть ниже видим AUTO BRK. Авто торможение. У него есть 3 положения LOW, MEDIUM и MAX. Максимальный ставиться перед взлетом, если во время разбега по полосе мы ручку газа уберем в положение холостого хода, сразу же сработает автоторможение. При посадке можно выбирать значение в зависимости от конкретных условий. Об этом поговорим попозже. Последний тумблер – это включение противоюзового автомата. Применяется на скользкой полосе.
Ну и последнее про шасси, внизу пьедестала видим два рычага.
- PARKING BRK – стояночный тормоз. Положение ON – включен, OFF – выключен, сейчас стояночный тормоз установлен, для выключения необходимо поднять ручку и повернуть против часовой стрелки.
- GEAR EXTN – аварийный выпуск шасси. Поднимаем ручку и крутим руками, шасси выпустятся, но убрать их будет невозможно. Это аварийная процедура на случай выхода из строя гидросистемы.
Закрылки и предкрылки
Закрылки применяются для увеличения подъемной силы крыла за счет изменения конфигурации последнего. Они позволяют взлетать и садится самолету на более низких скоростях. Для управления закрылками в самолете предусмотрен рычаг который подписан FLAPS.
Для его перемещения нужно вытянуть наверх и поставить в нужное положение. Всего в Airbus A320 5 положений закрылок. 0, 1, 2, 3 и full. 0 положение это полностью убранные закрылки, 1 и 2 используются для взлета, а 3 и full для посадки. Мы еще вернемся к этому.
Спойлеры
Спойлеры(или интерцепторы) так же как и закрылки управляется рычагом, только в отличии от закрылок, здесь рычаг не устанавливается в определенное положение а двигается по все длине.
Спойлеры применяются для снижения подъемной силы крыла. В связи с этим, в воздухе можно использовать спойлеры, если необходимо снизиться быстрее, или погасить скорость. После посадки, спойлеры выпускаются автоматически, если они установлены в положение ARM( до конца вперед и вытянуть вверх) и включено автоторможение. Спойлеры, на земле не столько гасят скорость сколько прижимают самолет к земле, давая возможность эффективнее использовать тормоза.
В Airbus A320 все управление происходит через компьютер. Мы не напрямую управляем элеронами, рулем высоты и рудами.
Для отключения компьютеров на оверхеде есть панель FLT CTL.
Одна находится справа, другая – слева.
- ELAC1/2 – Elevator Aileron Computer – компьютер для управления рулями высоты, стабилизаторами и элеронами.
- SEC1/2/3 – Spoilers Elevator Computer компьютер для управления спойлерами, и резервный для ELAC.
- FAC1/2 – Flight Augmentation Computer электрическое управление рулем направления.
На сегодня закончим. Задавайте вопросы и пишите комментарии.