В прошлой статье мы разговаривали о скорости полета. Сегодня наш разговор коснется различных типов давления используемых в авиации QFE, QNE и QNH.
На данный момент в авиации используется барометрический метод определения высоты. По сути наш высотомер измеряет не высоту а давление, а уже зная давление мы можем определить высоту. В авиации применяется международная стандартная атмосфера (ISA). На каждые 11 метров высоты ртутный столбик изменяется на 1 мм. А на каждый 1 Гектопаскаль высота изменяется на 9 метров. Стандартное давление составляет 760 мм. ртутного столба или 1013,25 Гектопаскалей или 29,92 дюймов ртутного столба.
Для того чтобы прибор мог нам показать нашу высоту, что-то необходимо принять за начало отсчета. Но что принимать за 0? Можно бы было принять за 0 уровень моря. Но из-за дальности полета, давление может очень сильно отличаться, что приведет к большой неточности показаний.
Для решения этой проблемы и были придуманы три различные величины QFE, QNE и QNH.
Но для начала поговорим о высоте перехода. Высота перехода – это условная высота выше которой все самолеты должны перейти на стандартное давление. Это делается для того, чтобы самолеты взлетающие с разных аэродромов могли лететь на одной высоте и не думать кто по какому давлению летит. Высота перехода у каждого аэропорта своя, поэтому ее нужно смотреть в чартах. При снижении, мы должны перейти обратно со стандартного давления на давление аэропорта. А теперь нужно запомнить одну важную вещь, до высоты перехода высоты считаются в футах, а выше в эшелонах. Это нельзя путать, так как это абсолютно разные вещи. Например эшелон 100 не равен 10000 футов.
QNE
Начнем с QNЕ – это стандартное давление и оно закреплено в документации. Как мы уже разобрали раннее это может быть 760 или 1013,25 или 29,92 в зависимости от единиц измерения. Установив данное давление на высотомере мы получим условную высоту над среднем уровнем моря. По этому давлению летают все самолеты которые поднимаются выше высоты перехода. Важно понимать, что из за того что давление меняется самолеты не летают горизонтально. Они поднимаются то выше, то опускаются ниже, но делают это одинаково, вслед за изменением давления. Поэтому важно устанавливать давления QNH после высоты перехода.
QNH
Следующее давление QNH – это давление относительно уровня Балтийского моря. Установив данное давление на высотомере мы получим свое превышение относительно уровня моря. Если стоим в аэропорту, то на приборе увидим превышение аэропорта, которое тоже указывают в чартах. У данного давление есть небольшой недостаток, когда мы совершаем посадку в аэропорту, то должны помнить про превышение аэродрома, что когда мы сядем наша высота не будет 0.
QFE
И последнее давление QFE – это давление уровня аэропорта. Установив это давление находясь в аэропорту, на приборе мы увидим 0. Данное давление сейчас практически не используется, но в сводке METAR (здесь мы подробно разбирали METAR) иногда указывают и это давление.
Малая авиация использует только давление QNH и постоянно получает актуальное давление от диспетчера.
Ну и на сегодня у меня все. Жду ваших комментариев.