Радионавигация NDB, VOR, ILS

Сегодня решил поговорить про радионавигацию, как она устроена и как самолеты по маякам находят дорогу.

NDB

Первый и самый простой тип радиомаяков – это NDB (NON-DIRECTIONAL BEACON), приводной радиомаяк (ПРМ) или приводная радиостанция (ПРС). Данный тип радиомаяка представляет из себя наземную радиостанцию ненаправленного излучения. С помощью неё судно может определить курсовой угол, а так же радиомаяк передает речевое сообщение, азбукой морзе.

NDB маяк

На картах NDB маяки выглядят как кружки. Сейчас я на карте выбрал маяк U. Справа, мы видим его частоту 625 МГц. Давайте настроимся на него и посмотрим что он может.

Настройка частоты NDB

Накручиваем частоту 625 МГц в STAND BY и стрелочками между дисплеями перекидываем на ACTIVE. Переходим на ND.

Отображение информации NDB

Для того, чтобы увидеть информацию, нужно переключить тумблер на ADF, это тот, который вверху я обвел желтым, по середине будет OFF, вниз – ADF, а вверх – VOR. Тумблер второго приемника находится чуть правее. Приемника у нас 2 и можно настроиться сразу на 2 NDB. Управление вторым, находится там же где и первым, только со стороны второго пилота. Тумблер второго приемника находится чуть правее. В левом нижнем углу дисплея мы увидим название маяка (U) и ADF1, значит на него настроена 1-я радиостанция. В верху справа мы увидим стрелку, которая показывает нам направления на маяк. Видим что он впереди и правее нас. Второй NDB будет другого цвета и стрелка тоже будет соответствовать его цвету.

Обратите внимание, что NDB маяки расположены попарно, у каждой ВПП. Это позволяет настроившись на лба сразу и совместив стрелки, лететь точно по курсу полосы.

VOR

Всенаправленный азимутальный радиомаяк. Данный тип радиомаяков чуть сложнее. Отличие его от NDB в том, что мы можем лететь на этот маяк или от него с определенным курсом.

VOR маяк SPB

Настройка частоты VOR происходит не на той панели где и NDB, а чуть выше, на панели NAV, точно так же, мы имеем два приемники NAV1 и NAV2, один у командира, второй у второго пилота.

NAV панель

Точно так же накручиваем частоту на STAND BY и стрелочкой перекидываем на ACTIVE. Переводим тумблер на VOR

Курс VOR

Видим информацию о VOR маяке, а также расстояние до него, на данный момент 0,7 мили. Я обвел ручку COURSE желтым, если сейчас ее вращать, то мы увидим, как меняется угол пунктирной линии, и мы можем двигаться под углом к данному маяку, иногда нам это будет полезно.

Меняем курс на 071.

Видим линия развернулась, и сейчас показывает 71 градус. Для того чтобы самолет сам следовал заданным курсом, необходимо нажать кнопку VORLOC, которая находится правее селектора HEADING.

ILS

ILS это INSTRUMENTAL LANDING SYSTEM. Инструментальная система посадки. Настроившись на ее частоту, мы увидим маркеры глиссады и курса, которые точно выведут нас на полосу, даже в 0 видимости. Частота ILS забивается в приемник NAV, туда же куда мы забивали VOR.

ILS

ILS отображается на PFD. По краям видим точки и розовый ромбик. Сейчас ромбик есть только внизу, мы на земле и глиссада нам не видна. Но такой же ромбик будет и вертикально вести нас. Если ромбик выше, значит нам нужно лететь выше, если н же – то ниже. Соответственно, наша полоса сейчас находится левее.

AIRBUS

В AIRBUS все проще, заходим в MCDU переходим на страницу RAD/NAV и вводим, что хотим:

MCDU

Тут все просто и понятно. Первое это частота VOR маяка, второе это курс, затем идет частота ILS, затем курс ILS, а последним частота NDB.

Для вывода на экран также используются тумблеры.

EFIS

Овалом выделено то, что хотим видеть 1/2 радиостанцию, кнопка LOC позволяет следовать заданным курсом на VOR. Кнопка LS выводит на PFD информацию и маркеры ILS.

Пока вроде все, что я хотел сказать про радионавигацию. Задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *