Airbus A320 – Читаем показания PFD

Сегодня с вами будем разбираться с показаниям PFD и какую информацию с данного экрана, мы можем подчерпнуть. Верхнюю часть дисплея FMA мы уже рассмотрели в этой статье Airbus A320 – FMA

Разберемся с остальной частью. Статья будет большой, но знать это нужно.

PFD A320

Шкала скорости

Левая шкала с белыми цифрами, это шкала скорости. Желтый треугольник показывает текущую скорость. Стрелочка направленная вверх или вниз, означает, что самолёт ускоряется или замедляется. Длина этой стрелочки показывает какой скорость будет через 10 секунд. Над шкалой мы видим цифру 126, это значение скорости, которая в данный момент задана, либо компьютером в режиме MANAGED, либо пилотом в режиме SELECTED.

На скриншоте ниже, видим голубую черту с цифрой 1, голубой круг и фиолетовый треугольник, при взлёте они показывают скорости V1, VR и V2.

Вот тут видим, что компьютер будем удерживать скорость 126 узлов, а нами выбрана скорость 121 узел. Такое обозначение будет когда заданные значения выходят за шкалу. Если же значение находится в пределах шкалы, то мы увидим заданную скорость в виде фиолетового треугольника.

На этом скриншоте, мы также видим оранжевый знак равенства. Он показывает скорость, при которой можно выпускать закрылки в следующее положение, нужно это при посадке, если достигли этого знака, можно выпускать закрылки.

Если наша скорость превысит 0.5 Маха, то под шкалой мы также будем видеть скорость в махах в виде .767. Красно-черная полоска обозначает максимально допустимую скорость.

А знак равенства в районе 320 узлов указывает, что на этой скорости включится защита от превышения скорости.

В время снижения, две фиолетовые полоски показывают нам оптимальную скорость с которой необходимо снижаться, самолет не будет выходить за эти пределы и будет стараться удерживать заданную скорость.

Не забываем, что на оранжевом знаки равенства, можем выпускать следующие закрылки.

Здесь мы уже на прямой посадки. Фиолетовой треугольник показывает нам скорость посадки в данном случае 121 узел. Зеленая буква F обозначает скорость при которой можно убрать закрылки, появляется только в случае если закрылки в положении 2 или 3. Также существует буква S, при достижении которой убираются предкрылки, переводим рычаг в положение 0.

Верхняя граница оранжевой зоны – показывает минимальную скорость которую можно установить.

Верхняя граница полосатой оранжевой зоны – скорость при которой сработает защита угла атаки (самолет опустит нос вниз).

Верхняя граница красной линии – минимальная скорость при которой самолет еще способен лететь, но делать этого не стоит.

Ну и напоследок на этой шкале будет отмечена зеленая точка, это скорость, при которой достигается лучшие аэродинамические качества самолета. Появляется только при полностью убранной механизации.

Шкала высоты

Она находится справа на приборе и выглядит также как и шкала скорости, только на ней мы видим высоту в футах.

Здесь вверху голубым цветом обозначен выбранный эшелон полета. В данном случае 30000, под шкалой видим выбранное сейчас давление. Когда перейдем на стандартное, то здесь будет STD. А эшелоны станут FL300

Видим стандартное давление, при этом самолет снижается до 5000, надпись фиолетовая, так как это ограничение по высоте и компьютер больше снизиться не даст. Зеленая точка показывает нам отклонение от вертикального профиля снижения. Она должна быть посередине, сейчас мы немного опережаем снижение, находимся чуть ниже.

Правее шкалы высоты, видим шкалу вертикальной скорости, в данный момент она показывает 1000 футов в минуту и мы снижаемся. Значение рядом со стрелкой появляется когда скорость превышает 200 футов в минуту. Если значение стало оранжевым, то скорость снижения/подъема слишком высокая.

Красная полоса, показывает высоту ВПП на которую мы приземляемся. Так же под шкалой отображается пролет дальнего, среднего и ближнего приводных маяков. Соответственно в момент пролета мигает OM, MM, IM.

Шкала направления

Внизу мы видим шкалу направления, она указывает наш текущий магнитный курс. Голубым треугольником, обозначен курс введенный в FCU в режиме SELECTED.

Желтая полоска обозначает текущий курс, зеленый ромб обозначает куда движется самолет. Например, при сильном боковом ветре, угол направления и угол движения могут отличатся.

Фиолетовый крест обозначает угол ILS, если крестик на шкалу не поместится, то мы увидим цифру сбоку от шкалы. Также слева от шкалы, мы видим информацию об ILS, наименование, частоту и расстояние в морских милях.

Раз уже речь зашла об ILS, то 4 кружка над шкалой направления и 4 кружка слева от шкалы высоты отображают как точно мы движемся по курсовому и глиссадному маякам, Фиолетовый ромбик должен быть по центру обоих шкал, что будет означать, что мы двигаемся по идеальной траектории. Даже если не видим полосу.

Центральная часть PFD

Ну и последнее что мы разберем – это центральная часть PFD.

Белая линия разделяющая коричневый и голубой цвета – это авиагоризонт, белый крести с желтой точкой прямо по центру – показывает отклонение сайдстика, а белые уголки по углам – максимальный ход сайдстика.

Также здесь мы видим зеленый знак, в форме стрелки, он показывает точность нахождения на осевой полосы, сейчас мы находимся, немного правее. При разбеге удобно контролировать.

Зеленое перекрестье и есть те самые директоры, за которыми нужно следовать, чтобы лететь по плану.10, 20 и т.д. Угол танкажа, если присмотреться, то на -15 градусах, есть 2 зеленых знака равно. Это означает, что при достижении этого угла, сработает автоматика, которая не даст самолету превысить этот угол. Точно такой есть и на +30 градусах. Также есть и два маленьких знака равенства по углам голубой полусферы. Это автоматика по крену, если накренить самолет на угол более 67 градусов, то тоже сработает защита. Если автоматика защиты не работает, то вместо знаков равенства, будут оранжевые крестики.

В верхней части как раз и есть шкала крена. Верхний желтый треугольник показывает 0 градусов, нижней желтый угол отклонения по крену. Внизу нижнего треугольника есть еще как бы его часть, она может двигаться отдельно. Указывает на разницу между углом самолёта и его движением. Например при сильном боковом ветре, мы можем лететь немного боком, по смещение этого маркера мы это будем видеть.

Ну и последнее, цифры оранжевые внизу означают высоту по радиовысотомеру. Появляются они на высоте 2500 футов и будут зеленые за 100 футов до высоты принятия решения они станут оранжевые и так и будут оранжевыми до конца.

А вот оранжевый перевернутый треугольник, показывает касание хвостом ВПП. Он появляется на высоте 400 футов над ВПП. Не допускайте касание его острия земли (коричневой области), в противном случае это будет обозначать, что вы коснулись хвостом ВПП.

На сегодня у меня все, материала много, но он очень нужен. До встречи на эшелоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *