Airbus A320 – 11. Панель EFIS

EFIS (Electronic Flight Instrument System) – электронная система отображения параметров полёта. У капитана и второго пилота данная панель идентичная.

Будем рассматривать панель командира, у второго пилота она зеркальная. Слева в окошке видим 29.92 – это показывает какое сейчас давление выставлено на барометре.

Немного теории. В авиации высота полёта измеряется с помощью текущего давления. Зная каким образом изменяется давление с ростом высоты, мы можем вычислить высоту на которой находимся, зная текущее давление за бортом. Но для этого нужно принять за 0 какое то значение. На сегодняшний день в авиации используется 3 системы барометрической высоты QNH, QFE и QNE.

  • QNH – это давление на уровне моря в точке измерения. Если это установить это давление, то мы получим текущее превышение над уровнем моря. Если стоим в аэропорту и поставим верное на текущий момент давление QNH, то на высотомере получим превышение этого аэропорта.
  • QNE – это стандартное давление, которое закреплено в документах и оно равно 29,92 дюймов ртутного столба, или 760 мм ртутного столба или 1013 гектопаскалей. На это давление мы переходим выше эшелона перехода в аэропорту.
  • QFE – это давление измеренное на уровне аэродрома. Выставив его находясь на аэродроме, мы получим 0 на высотомере.

В международной авиации используется QNH, т.е. давление на уровне моря и когда мы садимся на полосу, нужно не забывать что на высотомере будет не 0, а некое превышение данного аэропорта. Мы это еще увидим когда полетим.

Продолжим, Под окошком с давлением видим селектор, внешнее кольцо переключает футы ртутного столба и гектопаскали, а внутренним выставляется давление. Если ручку потянуть на себя перейдем на давление STD т.е. 29,92 дюйма ртутного столба или 1013 гектопаскалей. Напомню, делаем это на эшелоне перехода (или Transition Altitude).

Справа от окошка, ряд кнопок CSTR, WPT, VOR, NDB и APT. Эти кнопки включают отображение дополнительной информации на ND (Navigation Display). Это тот на котором желты самолет нарисован, находится прям под панелью.

  • CSTR – выводит информацию о Constraints – различных ограничениях на маршруте. Например по высоте и скорости.
  • WPT – навигационный точки waypoints. Если это точка нашего маршрута, то она отображается белым, если ее нет в базе – то малиновым, если есть в базе – зеленым.
  • VOR – отображает информацию о VOR маяках, голубым отображается если мы на него настроили радиостанцию.
  • NDB – показывает NDB маяки.
  • ARPT – показывает аэропорты поблизости.

Два переключателя под кнопками, левый меняет режимы ND.

  • ROSE – самолет в центре круга.
  • ARC – самолет в нижней части дисплея.
  • PLAN – если откроем на MCDU F-PLN то можно пройтись по все маршрутным точкам, посмотрим в полете.

Правый переключатель изменяет масштаб на ND.

Кнопка FD включает Flight Director.

Кнопка LS включает отображение информации об ILS если настроено.

Переключатели ADF/VOR отображает информацию о маяках, первой и второй радиостанции. Стрелка будет показывать направление на маяк, а если маяк оборудован DME, то будет видно и расстояние до маяка.

На сегодня все, мы уже совсем близко подобрались к полету. Если у Вас остались вопросы, задавайте, с удовольствием на них отвечу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *