Airbus A320 – 13. Управление двигателями

Итак, пора научится управлять двигателями. В самолете Airbus A320 используется система FADEC, Full Authority Digital Engine Controller – Система автоматического управления двигателем. У каждого двигателя своя система, она контролирует множество параметров двигателя, а так же выводит информацию на дисплей ECAM. Также FADEC выбирает эффективные параметры работы двигателей в зависимости от фазы полета.

Ручка РУДов

Для управления двигателями в Airbus A320 есть рукоятки управления двигателями или РУД. У РУД есть шесть позиций и в отличии от Boeing автоматика не перемещает эти рукоятки. Какой режим вы установили, то и будет установлен до момента его смены.

Разберёмся с режимами.

РУДы A320
  • IDLE – в нем РУДы находятся сейчас, это режим малого газа. Тяги в этом режиме двигатели не дают, крутятся на минимально возможных оборотах.
  • CL – режим CLIMB, режим набора высоты. В этом режиме проходит почти весь полет, если не произошло чего-либо.
  • FLX/MCT – Flexible Take Off – режим взлета при пониженной тяги. Данный режим используется для экономии ресурса двигателей, снижая мощность двигателей на взлете и увеличивая разбег. Как пользоваться поговорим во время полета. MCT – Maximum Continuous Thrust – тяга в максимально продолжительном режиме. Данный режим используется при потере одного из двигателей, в этом режиме мы можем лететь максимально долго.
  • TO/GA – Take off/Go Around – взлет/уход на второй круг. Это максимальный режим работы двигателей используется для ухода на второй круг. Так же используется для взлета если на режиме FLX для взлета не хватит полосы. Но необходимо запомнить, данный режим можно использовать только 5 минут, а если один двигатель вышел из строя – 10 минут. Про это забывать нельзя.
  • REV IDLE – малый реверс, в этом режиме двигатели переходят в режим обратной тяги.
  • REV FULL – максимальный реверс. В диапазоне от REV IDLE до REV FULL можно регулировать величину обратной тяги.

Все параметры двигателей можно видеть на верхнем дисплее ECAM, а так же на странице ENG на нижнем дисплее.

Ниже РУДов мы видим панель ENG, она служит для управления запуском двигателей.

Переключатель MODE:

  • NORM – нормальный режим. После старта двигателей необходимо перевести этот селектор в положение NORM. В этом режиме искра возникает только при условиях: если выбран режим TO/GA или FLX, если включена система антиобледенения если рычаг закрылок не в положении 0 или произошел помпаж.
  • IGN/START – режим запуска двигателей, искра присутствует постоянно.
  • CRANK – двигатель раскручивается но топливо и искра не подается. Используется для продувки двигателей после неудачного старта.

Для запуска двигателей переводим селектор в режим IGN/START и тумблер MASTER1/2 в положение ON, при этом скорость вращения APU увеличится а клапана PACK закроются. При достижении N2 16% включится зажигание. После старта клапана PACK откроются автоматически. Запуск двигателей осуществляется поочередно.

Оверхед

На оверхеде есть тоже панель ENG. Для того, чтобы их случайно не нажать они закрыты колпачками. Панель служит для запуска двигателей в ручном режиме.

  • MAN START – ручной запуск. В нормально положении гореть не должна.
  • N1 MODE – дает возможность перейти с параметра EPR (Engine Pressure Ratio) это отношение давления воздуха на входе к давлению воздуха на выходе сопла, на параметр N1. Думаю пока не стоит забивать этим голову.

Про двигатели все. Если остались вопросы – задавайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *